Кормление ребенка — особенности сна и пояснение

Кормление ребенка — особенности сна и пояснение

Влияние питания на сон малыша

У человека в любом возрасте все процессы, происходящие в организме, тесно связаны между собой.

Качество сна во многом зависит от самочувствия, эмоционального состояния, а также от особенностей питания. Сможете ли вы запросто заснуть, если испытываете голод? А каков будет сон после плотного перекуса?

У маленьких детей все эти процессы взаимосвязаны еще в большей степени. Ритм питания оказывает большое влияние на качество ночного сна ребенка.

Если ребенок не может уснуть, часто просыпается, то малыш может быть либо голоден, либо родители считают, что он голоден и спешат поскорее его накормить, не зная, как усыпить ребенка другим способом. Это формирует ассоциацию на засыпание с едой.

Для того, чтобы питание было сбалансировано и помогало крепко спать, нужно придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  1. Встройте питание в режим сна — к примеру, покормите ребенка сразу, как только он просыпается, если не планируете сильной активности в ближайшие 30 минут, если запланирована активность, то покормите во время спокойного бодрствования, самое главное — найти баланс и встроить кормления в ПАСПОРТ сна. Тестируем и пробуем. По-другому никак.
  2. Попробуйте увеличить промежутки между приемами пищи, поскольку, если малыш в течение дня «кусочничает», то подобная схема у него переносится и на ночное время. Следите, чтобы ребенок получал полноценное питание несколько раз в день.
  3. Если ночью ребенок засыпает только с грудью (как отучить его от этого или от трех бутылочек смеси?) — нужно просто переносить кормления ребенка на дневное время, ночью оставить только пищевые пробуждения, в непищевые успокаивать с помощью доп.ассоциаций (читайте статью « Ресурсы малыша»). Иначе он за ночь превысит норму потребления, днем опять будет есть плохо, а круг неправильного режима кормления замкнется.
  4. Если ребенок ворочается во сне, часто просыпается и таким образом продляет себе сон, то попробуйте успокоить его без груди как это сделать более плавно, читайте в статье «Как улучшить сон малыша?».

Приведу ниже несколько примерных режимов кормлений по возрастам.

Примерный режим для детей 6-8месяцев (если у ребенка 3 сна):

06:30-07:00 — подъем. Грудное вскармливание на пробуждение

09:00-10:30 — 1 дневной сон. Грудное вскармливание (ГВ) на пробуждение
12:00 — обед. Прикорм
12:30-14:00 — 2 дневной сон
15:00 — ГВ перекус
16:20-17:00 — 3 дневной сон
18:00 — ужин. Прикорм
19:00 — Грудное вскармливание во время спокойного бодствования (СБ) перед ритуалом ухода на ночь
19:30 — ночной сон

Примерный график для детей с 9-12 месяцев (если у ребенка 2 сна):

06:30-07:00 — подъем
07:00 (07:30) — завтрак + грудное вскармливание
09:00-10:30 — 1 дневной сон. ГВ на пробуждение
11:30-12:00 — полноценный обед
13:00-15:00 — 2 дневной сон
15:30 — перекус
18:00 — ужин
19:00-19:30 — ночной сон.

График для детей с 1,5 лет с 1 дневным сном (если у ребенка 1 сон):

07:00 — подъем
07:30 — завтрак + грудное вскармливание
09:30 — перекус
12:00 — обед
12:30-14:30 — сон
15:30 — перекус
18:00 — ужин + ГВ во время спокойного бодрствования перед ритуалом ухода на ночь
18:30-19:30 — ночь.

Какую взаимосвязь питания и сна вы замечали? Похожи режимы кормлений у ваших малышей?

Как совместить режим сна и кормления

«Педиатр рекомендует кормить по режиму, а консультанты по ГВ – по требованию. А малыш кушает в основном ночью! Я запуталась!» – так начинается большинство обращений мам, которые хотят найти баланс между двумя противоположными рекомендациями. Бывают ситуации, когда мама придерживается одной выбранной стратегии и проблем не возникает. И противоположная идея кажется просто безумной. Но что же делать тем, кто не может найти золотую середину? Этим вопросом я измучила всех своих учителей на курсах по грудному вскармливанию и, кажется, нашла её.

0-3 месяца

Кормление по требованию ребёнка в младенчестве – это система «запрос малыша – реакция мамы», когда взрослый по неким признакам понимает, что ребёнок просит ГРУДЬ.

Это определённый тип плача, напоминающий звук – ау. Происходит зевательный рефлекс, малыш поворачивает голову в сторону, запрокидывает рот, делает его овалом и морщит губы. И это только часть признаков голода, которые тоже индивидуальны. Ещё малыш у груди удовлетворяет другие потребности. Например, потребность в телесном контакте, желание согреться, успокоиться. Ведь сосание – самый мощный и самый древний механизм расслабления.

2-4 месяца

В этот период мама параллельно учится различать разные типы плача своего малыша. Она начинает понимать, что часть потребностей удовлетворяются не только грудью, но и поглаживаниями, ношением на руках, пением. Так малыш знакомится с миром и разными средствами взаимодействия с ним. Ведь к 4 месяцам от ПДР мозг дозревает, и здоровый малыш способен к саморасслаблению. Он может даже успокоиться без маминой помощи и самостоятельно заснуть при определённой практике.

4-6 месяцев

Кормления теперь в большей степени служат для еды, чем в первые недели жизни. После 4 месяцев детки едят на пробуждение и незадолго до сна (или непосредственно как способ засыпания). Формируется ритм кормлений. Иногда их количество увеличивается, если малыша что-то расстроило и он нуждается в груди для успокоения. Также число кормлений увеличивается в периоды, когда малыш переживает скачки роста. При этом картина кормлений уже другая.

8 месяцев

К 8 месяцам интервалы бодрствования увеличиваются до 2,5-3,5 часов. Малыш уже выдерживает гораздо большие перерывы между кормлениями. Часто за короткое время бодрствования он успевает подкрепиться только один раз, а за длинное – дважды. Ему интересно изучать мир, и он больше тянется к новому вне пределов маминых рук. Это естественный процесс и совсем не противоречит тому, что ребенок кормится по требованию. Ему действительно в какой-то момент может захотеться пить или кушать, и мама удовлетворит эту потребность. Но это будет разовой акцией, а не постоянным «правилом».

Также в этом возрасте вводится прикорм (прикорм – это дополнительная еда ПРИ основном кормлении, основным источником пищи до 12 мес является материнское молоко или смесь), который также организм получает по расписанию. Все малыши любят ритуалы принятия пищи, получают огромное наслаждение от понятности и предсказуемости. Их организм подстраивается под предлагаемые мамой циклы. Если прикорм поступает неструктурированно, то циклы питания не выстраиваются. Организм получает пищу непредсказуемо и получается сам полностью ответственен за организацию питания. В паре мама-малыш ведущая роль уходит совсем не тому человеку. Увы, тогда пищеварительная система работает отнюдь не как часы и не отдыхает, если перерывов между питанием не наблюдается. Хорошая новость в том, что поменять всё можно, нужно лишь проявить немного настойчивости.

12 месяцев

Детки растут и постепенно отделяются от мамы. Они могут уже сами сидеть, жевать лёгкую обработанную пищу, передвигаться. В этом возрасте мы можем научить малыша новым способам расслабления и успокоения, расширить его арсенал работы со своими эмоциями. Не только грудь будет для малыша единственным и незаменимым способом утолить печаль, но и мамины объятия, поглаживания, то же пение.

Тогда ребёнка сможет успокоить и другой взрослый. А со временем эти простые средства малыш сможет использовать самостоятельно. Мы ребёнку можем озвучивать его эмоции, показывая, что всё, что с ним происходит – это естественно. Говорите, что мама и папа рядом и всегда готовы помочь успокоиться.

Как же грудь?

В экстренных ситуациях порой лучше воспользоваться ею. Речь о том, что мета-задачей будет обучение малыша новым способам успокоения. Когда-нибудь вы закончите грудное вскармливание. И к этому моменту важно, чтобы ребёнок мог не только уснуть сам, но и успокоиться без участия груди.

А что же с питанием?

Грудное вскармливание к 1,5 годам также полезно с точки зрения питательного компонента, витаминов и ферментов. Также молоко может быть очень нужно малышу, если он редко видится с мамой. Но кормления уже происходят редко. К этому возрасту малыш получает грудь только на пробуждение и ещё 1-2 раза днём. А остальные приемы пищи строятся по четкому графику, который позволяет гармонично сочетать нагрузку и отдых пищеварительной и выделительной систем малыша.

Поделитесь в комментариях, как вы организуете кормление малыша? Придерживаетесь ли какой-то стратегии?

Специфика сна у детей от 0 до 12 месяцев

Для любого человека сон является важным и полезным состоянием. Особую роль он играет в жизни маленьких детей. Возможность нормально отдыхать имеет прямое влияние на развитие и рост младенца, любые нарушения сна чреваты негативными последствиями.

Не все заботливые родители знают, сколько нужно спать новорожденному. Серьезный пробел необходимо восполнить. Каким должен быть сон детей до года по месяцам, расскажет эта статья.

Параметры полноценного сна у грудничка

Необходимость спать регулируется внутренними часами – ежедневно тело получает сигнал о засыпании или пробуждении. ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья), ученые, врачи, специалисты подтверждают, что сон жизненно важен, и пренебрегать им не стоит. Особенно маленьким детям.


Малыш в утробе уже имеет собственный режим. Родившись, он начинает приспосабливаться к новой среде обитания. Мама с папой могут помочь, формируя условия полноценного сна. Вот небольшой список с объяснением, как необходимо обустроить отдых ребенка:

  1. Засыпать в одно время. Приучите малыша к определенному режиму. Это позволит сразу настроить его на необходимость ночного сна. Пусть ребенок укладывается, к примеру, в 21:00 независимо от обстоятельств. Исключение сделайте для новорожденных. Первые недели жизни кроха спит 20 часов в сутки, просыпаясь для кормления, насаждать новый режим вредно.
  2. Ритуалы. Пусть ряд действий, выполняемых крохой за пару часов до сна, ассоциируется со скорой отправкой в страну сновидений. Отключайте телевизор, заменяйте активные игры чтением сказок. Уделите время купанию, подготовке ко сну.
  3. Никакой еды на ночь. Перекормленный младенец может испытывать колики. Считается, что полный желудок вызывает плохие сновидения.
  4. Комфортные условия засыпания. В младенчестве крохе для сна нужна особая атмосфера. Понадобится проветрить комнату, подготовить постель из натуральных материалов, надеть пижаму. В первый год жизни малыши спят без одеяла и подушки. Полноценный сон требует отключения всего, что светит или издает звуки – телевизора, компьютера, ноутбука, мобильного телефона. Свежесть, темнота и тишина – залог хорошего отдыха ребенка.

Это лишь общие параметры, а не гарантия того, что кроха уснет крепко. Главное – избегать недосыпа. Если малышу не хватает сна, это напрямую повлияет на его состояние и настроение, нарушит развитие тела и психики.

Признаки недостаточного отдыха

Недосып годовалого ребенка, к сожалению, частое явление. Избежать его молодым родителям тяжело, даже зная, каким должен быть сон младенца по месяцам и что для этого нужно сделать.

Переутомление грудной ребенок переживает плохо. Нарушения сна влияют на поведение – кроха не будет подвижным и веселым, усталость стимулирует продуцирование гормона стресса кортизола, который не даст спокойно заснуть.


Выявить недостаток отдыха порой бывает непросто – кажется, что малыш вообще не хочет спать. В ряде случаев проблемы возникают потому, что бодрствование затягивается, ребенок не укладывается вовремя. Большинство недосыпов в возрасте от месяца до года сопровождается легко заметными признаками:

  • движения конечностей резкие и внезапные;
  • грудничок издает странные визжащие звуки;
  • плохое настроение, сопровождающееся плачем;
  • капризы и баловство;
  • не может фокусировать взгляд, становится неуклюжим;
  • трет глазки, зевает;
  • ребенок выгибается на руках, сосет пальцы, дергает уши;
  • теряет аппетит, интерес к игрушкам;
  • прячет лицо в грудь и плечо матери.
Читайте также:  Приснилась жена любовника: что это может означать

Сон новорожденного хрупок, потому важно оградить кроху от любых факторов, способных его разрушить.

Особенности сна у детей в разные месяцы жизни

Находясь в утробе (последний триместр – маме скоро рожать), ребенок большую часть времени спит, то же продолжается после рождения. В младенчестве смена медленной и быстрой фазы происходит не так, как у взрослых. По словам специалистов, около 50% приходится на парадоксальный сон – стадию, в которой человеку снится сновидение.

В первые месяцы 20 часов для карапуза – это норма. Не стоит ее нарушать: влияя на процесс отдыха, есть риск причинить вред здоровью ребенка, особенно в этом нежном возрасте. Фазы сна у грудничков по месяцам меняются в ходе развития мозга и его работы.

Нормы сна от рождения до года, таблица

Кроме создания подходящих условий, важно помнить о режиме, а у маленьких детей он меняется стремительно. Оптимальную продолжительность дневного и ночного отдыха демонстрирует таблица сна ребенка по месяцам.

ВозрастПродолжительность
Дневной сонНочной сон
НоворожденныйОколо 20 часов
1 месяцНе более 8 часовНе более 10 часов
2 месяцаНе более 6 часовНе более 10 часов
3 месяцаОт 3 до 6 часовНе более 11 часов
4 месяцаОт 4 до 6 часовНе более 12 часов
5 месяцевОколо 3-4 часовНе более 12 часов
6 месяцевОколо 3-4 часовОколо 10-12 часов
7 месяцев3 часаОколо 10-12 часов
8 месяцев3 часаОколо 10-12 часов
9 месяцевОколо 2-3 часовОколо 11-12 часов
10 месяцевОколо 2-3 часовОколо 11-12 часов
11 месяцевОколо 2-2,5 часовНе более 12 часов
1 годОколо 2-2,5 часовОколо 11-12 часов

Характеристика сна по триместрам

Существует устойчивый стереотип – ночь, плачущий младенец, уставшая заботливая мама, которая его успокаивает. Да, такое случается, но не постоянно. Из приведенной выше информации становится ясно, что новорожденный и годовалый ребенок спят совершенно по-разному. Сон грудничка по месяцам имеет большие отличия.

Первый (1-3)

Особенность этого периода – высокая продолжительность детского сна: от 18 до 20 часов на первых неделях, около 15 – к третьему месяцу. Отдых пока только формируется, ребенок часто просыпается покушать.

Важно развить навыки правильного сна: замечать признаки отклонений от нормы, не давать бодрствовать слишком долго, но и не будить раньше положенного. Старайтесь чтобы отход ко сну не вызывал отрицательных ассоциаций. Примерно на 7 неделе дайте малышу уснуть самостоятельно.

Второй (3-6)

На данном этапе сокращаются случаи ночного вскармливания (если родители не допускали ошибок воспитания в первом триместре). К полугодовалому возрасту необходимость в нем может исчезнуть вовсе.

Формируется режим: днем малыш спит 2-4 раза, ночью – около 10-12 часов. Наступает пора создания ритуала отхода ко сну: спокойные игры, купание, сказки, колыбельные.

Третий (6-9)

Кроха начинает бояться расставания с мамой. Предотвратить страх помогут игры («ку-ку», прятки), место игр ребенка расположите вблизи родителей – пусть дитя видит ее.

На 8 месяце у малыша начинает формироваться сознание, разлука пугает еще больше. Стремительно развиваются физические действия. Нагружать кроху нужно активностью, избегать поводов для стресса.

Четвертый (9-12)

Кроха начинает замечать последовательность действий. Малыш скоро научится ходить – силы уходят на развитие навыка, важно, чтобы он спал крепко, восстанавливая энергию.

Из-за высокой подвижности у ребенка может начаться нарушение сна. Важно прививать необходимость поспать, применяя те же ритуалы, снижать количество отвлекающих факторов, способных возбудить дитя еще больше.

Ребенок путает день с ночью: что делать

Нарушения сна у маленьких детей являются чем-то обыденным и привычным, потому молодые родители не слишком удивлены, когда кроха с наступлением темноты начинает хныкать и капризничать. Часто бывает так, что при свете дня он ведет себя нормально – активно гуляет, играет, кушает, крепко спит, но когда за окном луна, у него будто открывается второе дыхание. Такое состояние специалист Евгений Комаровский называет «болезнью перевернутого режима». Существует комплекс мер, которые необходимо предпринять в подобной ситуации:

  1. Выяснить, что мешает ребенку засыпать. Это может быть нарушение условий: детям до года не удается уснуть в слишком теплом помещении с низкой влажностью. Иногда причиной служат болезни и сопровождающие их симптомы. Поход к педиатру поможет определить недуг, который мешает спать, и назначит правильное лечение.
  2. Внесите ограничения в дневной сон ребенка. Чем больше он бодрствует, тем крепче уснет ночью. Если дитя спит трижды в день по два часа, сократите количество сеансов до двух раз по два часа, не позволяйте ему отдыхать дольше.
  3. Активные действия. С ребенком нужно играть, гулять на свежем воздухе, заставлять двигаться – любыми способами отвлекать от желания уснуть и принуждать тратить энергию. Важно помнить, что малыша нельзя перегревать.
  4. Создайте условия сна. Прежде чем укладывать кроху, тщательно проветрить комнату, при необходимости провести уборку, поменять постель и пижаму. Идеальная температура – около 20 градусов, влажность на уровне 60%.
  5. Купание вечером. Следует проводить в крупной ванне, в чуть теплой воде. Последнюю энергию малыша можно потратить на гимнастику.
  6. Режим питания перед сном. Последнее кормление (23:00) сделайте питательным и сытным, но в меру: слишком полный желудок нарушит сон вздутием и коликами.

Заключение

Предоставляя ребенку возможность полноценно спать, родители заботятся не только о восстановлении его энергии, но и о качественном развитии. Зная, каким должен быть сон младенца по месяцам, сделать это будет значительно проще. Недосып у малыша – проблема, решать которую нужно безотлагательно. Помните, что легче предотвратить нарушение сна, чем искать выход из возникшей ситуации.

Режим детей: важность сна и кормлений

Важность режима для маленьких детей сложно переоценить. Он нужен как самим малышам для здоровья и бодрости, положительного эмоционального фона, так и для родителей, которым нужно отдохнуть и заняться своими делами, пока кроха спит. Поэтому важно с самого рождения постепенно формировать режим сна и совмещение его с кормлением грудничка, его активностью, прогулками и гигиеническими мероприятиями. Постоянное следование одним и тем же ритуалам и строгое соблюдение режима дня поможет быстро сформировать привычки. Но что же делать, если ребенок плачет и день ото дня не хочет ложиться в заданное время?

Режим в жизни детей

Даже маленькие дети — жуткие консерваторы, еще в утробе матери у них формируется определенный режим жизни, которому следуют. И после рождения он тоже должен присутствовать в жизни крохи. Только с первого взгляда неопытным родителям кажется, что в поведении крохи нет никакой системы. Но если внимательнее приглядеться, режимные моменты формируются у детей почти с рождения, просто они очень индивидуальны. Как и взрослые, есть дети — «жаворонки» и «совы»; кроме того, есть малыши, которым нужно спать чуть больше или меньше — это зависит от темперамента и физических особенностей, имеющихся патологий и особенностей созревания нервной системы. Режим дня в жизни детей помогает активнее и быстрее развиваться, профилактирует переутомление и истерики, позволяет выделить время на занятия, физическую активность, а также позволяет родителям выделять свободное время для своих дел в период детских снов. Что важно для формирования режима?

Сон ребенка и его значимость

Основное время в режиме детей раннего возраста занимает сон, причем, не только ночной, но и дневной. Малыши первых месяцев жизни наибольшую часть суток проводят во сне. Это крайне важно незрелой нервной системе для полноценного отдыха и защиты от перегрузок, а также «переваривания» всей полученной в период активности информации. Именно сон в режиме будет играть ключевую роль, и от него отталкиваются родители в планировании всех остальных мероприятий. Если в раннем возрасте дети спят два-три раза днем и один раз ночью (этот сон более длинный), то постепенно, по мере взросления режим корректируется на большие периоды дневной активности. Важно улавливать те моменты, когда пора переходить с трех снов днем на два, а затем и на один, более длинный. Обычно дети сами подсказывают те моменты, когда это нужно, своим поведением, изменением активности.

Кормление грудничка: второй режимный момент

Не менее важным, чем сон, для детей является питание. За счет правильно составленного графика кормления грудничка можно устранить капризы и нарушения сна, обеспечить полноценное развитие ребенка физически и психически. Если с искусственниками тут все проще, они изначально кормятся по режиму, то кормление грудничка должно осуществляться по требованию, а иногда дети просят грудь чуть ли не каждые полчаса. Если для первых недель это вполне нормально, лактация налаживается и кроха активно растет и набирает вес буквально «не по дням, а по часам», то в дальнейшем кормление грудничка должно приобрести относительно упорядоченный вид и хотя бы примерный график. Если его нет, нужно оценить достаточность молока, правильность прикладывания к груди и остальные режимные моменты, возможно, ребенок просит грудь не из-за голода, а в силу иных причин. Нередко ему нужна грудь и мама для общения, успокоения и даже облегчения боли, внимательная мать быстро распознает голодные плачи крохи и иные его призывы. По мере введения прикорма кормление грудничка видоизменяется, прикладывания к груди постепенно остаются на сон и после пробуждения, а также ночью. Днем же их вытесняют продукты прикорма.

Что нужно знать родителям?

Важно, чтобы родители понимали тот факт, что режим крохи в первые годы его жизни — это понятие относительное и динамично меняющееся. Им нужно следить за состояние ребенка и его поведением, вовремя отмечая особые периоды, когда необходим переход на новые виды режима. Обычно это связано с все возрастающими по длительности периодами бодрствования, когда дети активно познают мир, осваивают новые навыки и умения. Внимательные родители начинают подмечать в такие переломные моменты — ребенок все меньше спит днем, просыпается рано, и можно перейти на новый график. Но стоит быть аккуратными, помня о том, что резкая смена режима грозит переутомлением и капризами, истериками крохи. Нужно менять все плавно и без нажима. Родителям стоит переводить ребенка на новый график, каждый день сдвигая привычные процедуры на 5-10 минут до полного перехода и адаптации к новому времени снов и кормлений.

Если ребенок плачет и капризничает?

Если родители видят признаки утомления у ребенка (капризничает, зевает, хнычет, прикладывает головку), а по режиму время сна еще не подошло, нужно уложить кроху раньше и подумать над изменением времени сна в режиме — такой график ему не подходит. Если ребенок плачет и проявляет признаки голода, а время кормлений еще не подошло — надо пересмотреть рацион и калорийность, а также количество приемов пищи — скорее всего, ему составили режим нерационально.

Когда вводится новый режим дня по возрасту или меняется привычный для определенных целей, необходимо следить за переносимостью режима и самочувствием малыша. Когда ребенок плачет, истерит, не засыпает по часу — это признаки нарушений режима, подобран он был неверно. Обычно в возрасте 3-6 месяцев смены режима проходят без последствий. А вот в возрасте после 10 месяцев переходить на два сна с прежних трех нужно плавно и постепенно — один из дневных снов плавно сокращают по длительности, а два предыдущих удлиняют. Если ребенок плачет, капризничает и протестует против нового режима — его временно — на 3-4 дня возвращают к прежнему режиму и постепенно снова меняют время снов.

При смене режимов сна необходимо у ребенка создать эмоциональный положительный настрой на засыпание — убрать шумные игры и возбуждающие события, а малышу постарше проиграть события — показать, как укладывают мишку или куклу, предложить повторить самому. Нужно создать для малыша сонный ритуал — последовательность действий перед сном и никогда ее не нарушать. Это будет настраивать организм на сон и отдых, детям будет проще ложиться и спокойно засыпать даже без укачиваний и песен, особых условий.

Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна…. 6

3. Требования к организации сна детей…. 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14

3.3. Фазы детского сна…16

Список использованной литературы…20

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Начало научного подхода к изучению сновидений относится к концу 18 века. Одно из первых более или менее серьезных сочинений по этому вопросу – «Опыт построения теории сна» доктора Г. Нудова – появилось в 1791 г.

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.).

«Для нас, молодых психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег – предметом насмешек» – писал К. Г. Юнг.

Сон – это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга – средний мозг, подкорковые образования – обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон – жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета – Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна, которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни – это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон – жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

• Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь».

• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы», 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология», 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон», 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.

Обеспечение ранней социализации и интеллектуального развития детей в рамках организации работы детского мини-центра В сентябре 2011 года решением педагогического совета мы организовали Детский мини-центра «Зеленная дверца» по адаптации и социализации детей.

Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» “Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме”. (Конвенции о правах ребёнка.

Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива «Россияночка» Введение В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов,.

Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.

Требования к личности воспитателя в коррекционных группах детского сада для детей с нарушениями речи Педагог дошкольного образования должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными.

Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.

Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.

Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания Пояснительная записка Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания.

Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного,.

Сон грудного ребенка: длительность и особенности по месяцам

Особенности сна у грудных детей в разном возрасте

Средняя продолжительность сна месячного ребенка – 15,5–18 ч сутки. 40% от общего времени приходится на дневное время, а остальные часы – ночные. В этот период режим сна нестабилен. Изменения зависят от бурного роста организма, из-за чего период бодрствования также колеблется.

В конце 4–5-й недели жизни у малыша наблюдаются ухудшения сна: он дольше засыпает и чаще просыпается. Такие изменения не требуют коррекции со стороны врача, так как кризисный период длится недолго – не более 2 недель.

С 6-й недели жизни наступает второй кризисный период, из-за чего ребенок начинает плакать по несколько часов в сутки. Период плача носит систематический характер и возникает в одно и то же время: с 4 вечера и до полуночи.

Рекомендуется укладывать детей в одно и то же время. Это приучает к нормализации режима жизни.

Как можно улучшить состояние сна

Для того чтобы улучшить состояние сна, рекомендуется дольше проводить времени с новорожденным в активный период. Нельзя оставлять плачущего ребенка одного. От плача отвлекают общение и элементарные игры. Возможные патологические причины ухудшения состояния – колики, аллергии, проблемы с желудком, усталость.

Ближе к 3 месяцам состояние нормализуется. В трехмесячном возрасте общее количество суточного сна сокращается до 15 ч. Длительность дневного сна составляет 5–6 ч, а остальное приходится на ночные часы. Постепенно режим жизни нормализуется, и грудной ребенок реже беспокоит мать.

С 3 месяцев начинается новый кризис, вызванный развитием умственных способностей младенца. Ребенок уже лучше различает голоса и цветовую гамму окружающего мира, его сон из-за новых переживаний ухудшается, становится беспокойным, прерывистым.

Начиная с 12-й недели жизни запускается выработка мелатонина – гормона сна, активно синтезируемого шишковидной железой в ночное время. Днем его выработка практически прекращается.

Характеристика сна на 4-м месяце жизни: по длительности ночной сон не превышает 12 ч, а дневной – 4 ч.

Этот период жизни является переломным, так как сон ребенка становится похожим на взрослый. Возникают частые пробуждения и проблемы с засыпанием. Период называется «регрессом 4-х месяцев». В результате ребенок становится плаксивым, кричит и привлекает внимание взрослых, из-за чего в режиме сна возникают нарушения.

Чтобы наладить психическое состояние растущего организма, рекомендуется оказывать родительское внимание и окружать младенца заботой.

В физическом плане происходит улучшение моторики и координации движений. Дети начинают активно переворачиваться на спину или живот. Происходит скачок умственного развития, ребенок вертит в руках игрушки, совершает первые логические действия, начинает отчетливее различать мир и предметы, окружающие его.

Описание режима сна ребенка в 5–6-месячном возрасте

Продолжительность сна детей с пяти месяцев постепенно снижается. Общая длительность не превышает 13,5 ч. При этом на ночной сон уходит 10 ч, а на дневной – не более 3. Налаживается подобие режима и определенный ритм жизни. Умственное развитие усиливается, у младенца появляется наблюдательность.

Дети в таком возрасте начинают отмечать многие действия, внимательно следят за движениями и разговорами взрослых. В этот период отмечаются такие физиологические изменения:

  • увеличивается окружность черепа;
  • продолжается развитие центральной нервной системы – у детей улучшается координация движений;
  • повышается подвижность пальцев, они изучают окружающий мир с неподдельным интересом.

Все эти изменения вызывают стресс, из-за чего младенец становится капризным, требовательным и плаксивым.

Как улучшить его состояние: достаточно уделять много времени развитию интеллекта, для чего существуют разнообразные умственные и физические упражнения для детей. В физическом плане также происходят немаловажные изменения: дети учатся активно ползать, ведь лежать на спине уже неинтересно, но и ходить они еще не могут.

У полугодовалого ребенка сон удлиняется. Общая продолжительность составляет 16 ч. Такая длина связана с бурными изменениями в организме и переходом с трехразового режима сна на двухразовый. Ночью ребенок спит до 12 ч, а днем – не более 4. Происходят изменения в физическом состоянии – многие дети уже умеют сидеть и даже пытаются встать на ноги.

Игры для развития интеллекта следует строго дозировать, чтобы не возникала избыточная нагрузка на нервную систему.

Умственная активность существенно возрастает, из-за чего основные навыки дети оттачивают неосознанно в период сна, что проявляется в виде частых пробуждений и длительного засыпания.

Следует знать, как продлить сон. Для этого детям показывают элементарные упражнения: укладывание на спину из сидячего положения. Младенец заинтересуется и будет тренироваться. Это отвлечет и поможет потратить энергию. Активные игры – лучший способ избежания стресса.

Этапы развития сна у детей в возрасте 7–12 месяцев

Ребенок спит с семи месяцев около 14 ч. 70% времени занимает ночной сон. В этот период активнее всего наблюдается страх находиться далеко от матери. Он объясняется тем, что дети уже различают отчетливо взрослых и знают, как выглядят родители. Из-за постоянного контакта с матерью возникает сильная привязанность. В результате того, что она не может круглосуточно с ним находиться, возникает плач и требование внимания. По этой причине возможно появление расстройства сна.

Чтобы решить проблему, достаточно нормализовать психологическое состояние. Место для игр желательно разместить в поле зрения матери, чтобы ребенок видел, что она делает. Рекомендуется постоянно с ним разговаривать. Если мать уходит по делам, нужно сказать, что она обязательно вернется в скором времени. Со временем дети привыкают и перестают плакать.

При истерике не следует поддаваться панике и беспокойству. Ведь дети замечают тревожность у взрослых, и плачут в ответ еще больше. Лучший способ ее избежать – успокоить и развеселить. Обязательно используются игры для укрепления доверия, такие как прятки. Во время игры мать исчезает на несколько минут, а ребенок, находящийся в поисках, со временем перестает бояться одиночества.

Детям следует уделять достаточно внимания, но не в постоянном количестве. Иначе возникает риск проявления гиперопеки.

В 8–9 месяцев дети становятся чрезмерно активными. Оптимальная длина сна – 13 ч. Дневной сон длится не более двух часов. Из-за ускоренного физического развития ребенка тяжело уложить спать. Он уже активно ползает и может сидеть без потери равновесия. В этот период часто снятся кошмары из-за активной мозговой деятельности. В случае возникновения признаков невроза можно обратиться к педиатру.

В 10–11 месяцев средняя продолжительность сна занимает 13–15 ч, из которых не менее 11 часов приходится на ночной сон. Родители сталкиваются с еще одним вариантом кризиса «последовательных действий». Дети в этот период осознают логические вещи. Также они учатся ходить. Новые познания вызывают стресс и нагружают деятельность нервной системы. Сон становится прерывистым и сопровождается преждевременным пробуждением. Годовалый ребенок требует пристального внимания из-за повышенной активности.

Чтобы предотвратить ночные пробуждения, рекомендуется за несколько часов до сна не устраивать активные игры. Деятельность должна быть умеренной. Также не стоит перекармливать ребенка перед сном.

В зависимости от возраста младенца, могут возникать проблемы с засыпанием. При обнаружении признаков нервных расстройств рекомендуется обратиться к врачу.

Читайте также:  Приснились красные туфли — толкование по популярным сонникам
Ссылка на основную публикацию